Осторожно БУЛЛИНГ
рекомендации для родителей
Что же такое буллинг (от английского bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или часто группы лиц.
Буллинг выражается в: травля, запугивание, третирование, издевательства, злые шутки сверстников, словесные оскорбления, физические побои, подножки, толчки, угрозы, неприличные жесты, вымогательство, демонстративное игнорирование, кибербуллинг и т.д.
В буллинге присутствуют различные роли:
- булли (буллеры) придумывают и возглавляют издевательства;
- наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров);
- жертва.
Тревожными звоночками могут быть изменения в поведении ребенка:
- потеря аппетита, нарушение сна, депрессия, беспричинные слёзы и эмоциональные всплески, отказ ходить в школу, снижение успеваемости, резкое ухудшение состояния здоровья;
- отсутствие друзей и рассказов о них. Симптомом может быть и то, что ребёнок не ходит ни к кому в гости и не приглашает домой никого, у него часто пропадают вещи и деньги, которые он якобы теряет;
- бесконечные синяки, царапины, порезы, вывихи и прочие физические свидетельства, испачканная и порванная одежда.
Фразы, которые помогут начать диалог с ребёнком:
- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Главная защита от буллинга — это родительская любовь и внимание, доверительное общение, эмоциональный контакт, умение открыто обсуждать возникающие каждодневные трудности ребёнка.
Что делать:
- Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей
- Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие.
- Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
- Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации.
- Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
- Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.
Параллельно с этими действиями необходимо:
- Как можно скорее сообщить о проблеме классному руководителю. Вы, как родитель, можете попросить организовать встречу совместно с директором или завучем для системного подхода к преодолению буллинга благодаря сотрудничеству «родитель-учитель-администрация школы».
- Совместно с учителем должны быть приняты следующие действия:
- отличить буллинг от других форм насилия и агрессии
- обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а как проблему коллектива
- обратиться за помощью к школьному психологу. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
- если травля не прекращается, при посредничестве учителя (не самостоятельно) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, психолога и администрации школы.
- интересуйтесь о ситуации в школе у УЧИТЕЛЯ не реже раза в неделю.
- помогите вашему ребенку быть устойчивым к травле.
Как быть если ваш ребенок инициатор школьной травли?
Признаки организатора травли:
- импульсивность;
- раздражительность;
- эмоциональная неустойчивость;
- завышенная самооценка;
- враждебность (агрессивность);
- отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых
- норм и правил;
- склонность ко лжи или жульничеству.
Что делать:
- Четко назовите то, что происходит: «То, что ты делаешь — это насилие».
- Попросите ребенка поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия, подробнее об этом можно поговорить с педагогом-психологом.
- Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьезная проблема, причем не только твоя, а всей группы (класса, команды).
- Поддержите вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за соблюдение установленных школьных правил поведения, скажите, что вы будете помогать ему изменить его поведение — продумайте план мероприятий, способствующих позитивным изменениям.
- Позитивно проводите с вашим ребенком время.
- Контролируйте
- Помогайте развивать социальные навыки (дружбы, взаимопомощи, ответственного поведения).
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ:
- Обещать ребенку хранить в секрете, что его травят в школе. Первая и главная задача взрослых — признать проблему и сообщить о ней классному руководителю и директору школы. Ни в коем случае нельзя замалчивать факты буллинга, только придав проблеме гласность, вы сможете ее разрешить. Индивидуальной работы и разговоров с ребенком тут недостаточно.
- Не советуйте ребенку отвечать на агрессию агрессией. Очень часто родители рекомендуют ребенку, который подвергается травле, «дать сдачу», «уметь за себя постоять». Родителю важно понимать разницу между единичной школьной дракой и регулярной систематической травлей. Многие хулиганы не являются физическими слабыми и не всегда отступают. Следовательно, ждут сопротивление жертвы, но конечным результатом может быть особенно тяжелое физическое избиение, продолжение и ухудшение ситуации с издевательствами.
- Напрямую выяснять отношения с одноклассниками, ребенком-булли, а также, его родителями. Такими действиями вы можете подвергнуть ребенка большей опасности. К тому же, каждый родитель не всегда сразу признает вину своего ребенка, а наоборот будет защищать его и говорить, что он так поступить не мог.
- Не стремитесь делать скоропостижные выводы и принимать действия, не разобравшись. На данном этапе ваша задача заключается в получении объективной картины происходящего для скорейшего выхода из ситуации.
- Выслушайте предложения педагогического коллектива, задайте уточняющие вопросы, примите к сведению действия, которые нужно совершить вам и вашему ребенку и делайте то, что зависит от вас. Постарайтесь довериться классному руководителю и администрации. При выстраивании конструктивного диалога со школой работа над проблемой может вестись комплексно и, следовательно, более эффективно.
Говорите со своими детьми о том, что: буллинг — это всегда неправильно! Никто не имеет права запугивать ни вас, ни кого-то другого!